23.10.2021
Различия системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве
28.10.2010 17:48    Печать

В статье говорится о принципиальных различиях системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительств.

2009 г. стал годом рождения в России саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей. Профессионалы строительного рынка долго отказывались признать неизбежность своего членства в СРО в строительстве. Однако наступление 1 января 2010 г., когда все ныне действующие строительные лицензии утратили силу, поставило предпринимателей перед необходимостью определиться в этом вопросе.

Одно из принципиальных различий систем саморегулирования и лицензирования заключается в том, что в первом случае право лица на ведение предпринимательской деятельности напрямую связывается не с наличием специального разрешения государства (лицензии), а с добросовестным членством в некоммерческой организации, выполнением всех требований, предъявляемых такой организацией к своим членам. В идеале саморегулирование предполагает вовлечение всех профессиональных участников рынка в процесс формирования для самих себя цивилизованных условий работы.

2009 г. являлся переходным от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве. У участников строительного рынка была возможность вступить как в СРО в строительстве - имеющую соответствующий юридический статус некоммерческую организацию, так и в некоммерческое партнерство (далее - НП, созданное под цели СРО в строительстве), которое статуса СРО не имело, но готовилось его получить.

Правовой режим членства в НП, созданном под цели СРО в строительстве, в большой степени отличается от режима членства в некоммерческом партнерстве, имеющем статус СРО в строительстве.

Порядок приема в члены СРО в строительстве, права и обязанности члена партнерства, а также основания и порядок прекращения членства в партнерстве определяются нормами Закона о некоммерческих организациях и внутренними документами партнерства. Закон позволяет некоммерческому партнерству запрашивать у кандидата максимально широкий набор документов и сведений о его предпринимательской деятельности. В приеме может быть отказано лицам, если они не представляют такие документы, либо если содержание представленных ими документов вызывает у партнерства сомнения в достоверности указанных в них сведений, либо по иным причинам, установленным внутренними документами организации или решением ее уполномоченных органов.

Принципиально иной порядок приема в члены установлен законом для СРО в строительстве (см. ст. 55.6 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ). Императивно определены: исчерпывающий перечень документов, которые кандидат представляет для приема в члены СРО; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО в строительстве; сроки и порядок рассмотрения заявления кандидата о вступлении в члены СРО и принятия решения уполномоченным органом СРО. Цель законодателя заключается в том, чтобы свести к минимуму возможный произвол со стороны саморегулируемой организации при приеме в члены СРО в строительстве и избежать тем самым установления необоснованных препятствий для входа компаний на строительный рынок и, как следствие, его монополизации определенными группами лиц.

 

Афоризмы для размышлений

Ничего сверх меры. Хилон

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.