01.10.2020
Психологические тонкости
Автор: Klavdiy Nikolayshuk    16.07.2010 17:28    Печать

В этом замечательном по психологической тонкости, глубоко гуманном отрывке есть только одно место, во втором абзаце, написанное с позиций религиозной нравственности. Но и здесь сразу же после слов «выигрываешь пред богом» Гоголь оговаривает: «Впрочем, не только пред богом»,— и дальше уже речь идет только о людях, об обыкновенных с точки зрения психологии способах борьбы и со своим и с чужим гневом.

Невыдержанному, вспыльчивому, а по сути, гневливому человеку, действительно, очень полезно время от времени перечитывать этот фрагмент и приучать себя следовать совету Гоголя. Особо стоит запомнить его слова:

 

«...Упрекающие несправедливо любят, чтобы им отвечали, если же они к тому еще озлоблены, то любят даже, чтобы их раздражали противуречиями, или гневными словами, чтобы этим подавать себе вновь повод и случай к озлоблению и упрекам».

Эти слова, если их вспомнить вовремя, всегда и каждому помогут прекратить гневный спор.

Полезно задуматься и над сравнением несправедливого и справедливого упрека:
«Но кажется гораздо хуже и ужаснее заслужить справедливый упрек: мы тогда вдвойне упрекаемся и людьми и собственной совестью».
Гоголь очень точно и полно излагает и причины гнева и способы борьбы с различными его проявлениями. Особо вспыльчивым людям, которые не научились справляться со своим гневом, полезно воспользоваться советом Гоголя «вести журнал, в котором записывать, когда и за что рассердился, и потом почаще его перечитывать».
За один только этот совет читатели «Психологического практикума» уже должны быть очень благодарны Николаю Васильевичу Гоголю.

Недостатки эти происходят от того, что мы еще не довольно утвердились в главных правилах и положениях, которые может дать нам одно только чтенье Евангелия и святых книг. Пока не станем мы глубже входить в значение истин евангельских, пока не станем больше прикрепляться любовью к богу, нежели к земле, до тех пор будет все еще в голове нашей мешаться главное с мелким, важное с ничтожным; то колебаться, которое избрать, и при всех наших прекрасных качествах душевных останемся нерешительными и слабыми. И вообще будем бояться не бога, а человека, будем думать не о том, как бы не огорчить бога, а о том только, как бы не огорчить человека. Но по мере того, как будем входить в познание наших главных обязанностей и долга, всякая мелочная боязнь и нерешительность в нас истребится.

Прежде всего надобно держать в вечной памяти, что во всех делах и действиях в жизни большее нужно предпочитать меньшему. Иначе человек затеряется непременно и не выполнит ни большего, ни меньшего. Если же он выполнит большее, тогда меньшее выполнится уже само собою. Так мы должны действовать и если бы даже, действуя таким образом, мы произвели в бездельных вещах против нас неудовольствие, то сим не должны смущаться и перетерпеть временное неудовольствие. Если бы, например, случилось нам ч е г о-н и б у д ь не сделать для того человека, которого мы любим, но не сделать для того именно, чтобы потом сделать для него большее и лучшее, отказать ему в чем-нибудь, но отказать для того, чтобы потом ему доставить необходимейшее и нужное, в таком случае мы должны действовать твердо и нас должна одушевлять мысль, что мы действуем для его же блага. Эта цель стоит того, чтобы для нее претерпеть неудовольствие или огорчительный упрек. Нужно, чтобы любящие нас иногда встречали в нас одно решительное слово: нет, вместо всяких объяснений. Но это слово должно произноситься редко, именно тогда, когда дело касается главных вещей и главных истин. Так, чтобы через нас и другие имели больше уваженья к главным вещам и к главным истинам. Словом, чтобы всегда, везде и во всем большее предпочиталось меньшему. Поступая таким образом, мы привлечем к себе уважение всех, даже и тех, которые вначале противились нашим поступкам.

Людям чувствительным, имеющим душу нежную и кроткую, кажется трудным и тяжелым отказать в чем-нибудь кому бы то ни было. Им бы не хотелось даже и словом опечалить кого бы то ни было. Это происходит отчасти от того, что они и в других подозревают такую же чувствительную и нежную природу, тогда как у большей части людей все впечатления проходят быстро и мгновенно. Рассердившись на что-нибудь вдруг, они чрез две минуты забывают даже и то, на что рассердились. Итак, из боязни ли к мгновенному позабывать о вечном? И для минутного ли жертвовать тем, что полезно не на одну минуту? Но если бы даже и случилось нам в ком-либо из близких нам встретить такую нежную, чувствительную и чуткую природу, то и тогда мы должны руководиться тою же мыслью, то есть заботиться о их продолжительном благополучии, а не минутном. Мы очень хорошо знаем, что микстура имеет противный вкус, но, однако же, заставляем выпить ее насильно>... Никто бы из нас не решился позволить даже произвести операцию2 близкому нам человеку, но если бы только от этого зависела жизнь его, тогда мы бы сами, несмотря на все отвращение наше, схватили в руки инструмент и совершили бы ее, если б не случилось хирурга.

 

Афоризмы для размышлений

Если не исправишь зло, оно удвоится. Неизвестный автор

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.