06.07.2020
История капоэйры
Автор: Gringo    04.04.2011 00:58    Печать

Во времена работорговли в Бразилию для работы на плантациях сахарного тростника и табака везли рабов из Африки. Основные рынки рабов находились в портах Баии, Ресифе и Рио-де-Жанейро. Как только рабы осознали свое новое положение, многие из них подались в бега.

Подняв бунт против хозяина, небольшая группа рабов в Ресифе, численностью человек сорок, убили всех белых надсмотрщиков, сожгли поместье при плантации и сбежали. Отряд укрылся в безопасном месте в горах, где до них не добрались бы охотники за беглыми рабами, и назвали свое поселение Палмарес. Именно здесь была заложена основа африканской общины, просуществовавшей почти столетие.

В новой африканской общине в Палмаресе нашлось место выходцам из разных африканских племен, нескольким белым и индейцам. Это смешение кровей привело к смешению культур: танцев, верований, ритуалов, игр – что привело к развитию самой ранней формы капоэйры. Чем больше беглецов стекалось в Палмарес, тем меньше это нравилось португальским колонизаторам.

Обитатели Палмареса спускались с гор не только с мирными целями торговли, но и чтобы грабить плантации и освобождать других рабов. Сокращение рабочей силы ударило по благосостоянию Португалии. Дела пошли еще хуже, когда пришлось сражаться сразу на два фронта во время голландского вторжения в Бразилию в 1630 году, ведь жители Палмареса воспользовались ситуацией и напали на португальцев, заручившись поддержкой рабов.

Палмарес продолжил борьбу даже после победы Голландии. Попытка голландцев усмирить мятежников, выслав на Палмарес экспедицию опытных и хорошо вооруженных солдат, с треском провалилась, потому что африканцы изобрели боевое искусство, которое называли «бой джунглей», они устраивали засады – и капоэйра являлась ключевым компонентом этих внезапных атак.  С капоэйрой в качестве оружия и символа свободы африканцам удалось нанести силам голландцев существенный урон, благодаря резким и непредсказуемым движениям. И даже когда поход голландцев все же окончился победой, возвращенные на плантации рабы сохранили свое боевое искусство и обучали ему товарищей. По воскресеньям рабы занимались капоэйрой, маскируя смертоносное боевое искусство с помощью танцев, музыки, пения и ритуалов.

На протяжении последующих двадцати пяти лет в колониях вспыхнуло одиннадцать восстаний, и 13 мая 1888 рабство отменили. После отмены некоторые рабы, знающие капоэйру, нанимались телохранителями к политикам. К началу 90х годов XIX века несколько весьма влиятельных представителей высшего общества были капоэйристами. Почувствовав угрозу, правительство организовало спецподразделение, чтобы контролировать ситуацию, а потерпев неудачу, они ввели жесткую систему карательных мер, чтобы положить конец этому боевому искусству. Позднее был принят еще более жесткий закон, согласно которому любой человек, известный как капоэйрист, подлежал экспатриации.

Претворение законов в жизнь было поручено безжалостному шефу полиции по имени Сампайо. Превосходно владея приемами capoeira, Сампайо возглавил спецподразделение из таких же тренированных бойцов. Однако капоэйристы оказывали стойкое сопротивление и получали поддержку многих высокопоставленных лиц, поэтому Сампайо не справился с заданием. В числе прочей подрывной деятельности, эти события привели к формированию ополчения чернокожих, в основном капоэйристов, которые выступали как оппозиция президенту и не поддавались полицейскому контролю. Именно тогда началась война с Парагваем, и ополчение отправили на фронт, откуда они вернулись национальными героями.

Закон, запрещающий капоэйру, отменили в 1920 году, а само искусство приняло обличье народного танца, став более приемлемым для общества. Однако по-прежнему приходилось скрываться от полиции, и у каждого капоэйриста могло быть до трех прозвищ.

В 1937 году президент пригласил местре Бимбу продемонстрировать свое искусство в столице. Представление оказалось столь успешным, что местре добился разрешения правительства на открытие первой в Бразилии школы капоэйры. Шли годы, и сенат принял законопроект, провозглашающий капоэйру национальным видом спорта. Сегодня капоэйра прочно укоренилась в бразильской культуре и проникла не в один уголок света.

 

Афоризмы для размышлений

Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много. Биант

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.